- ТСН 31-317-99: Культурно-зрелищные учреждения. г. Москва
Терминология ТСН 31-317-99: Культурно-зрелищные учреждения. г. Москва:
4.142. Видеозалы индивидуального назначения (видеокабины) предназначены для демонстрации программ, записанных на видеокассеты и видеодиски. Число мест в видеокабинах рекомендуется принимать 4 - 8. Площадь видеокабины принимается из расчета 2,0 - 2,5 м2 на одного зрителя. Просмотр программы в видеокабинах осуществляется на видеомонитор с одноканальным воспроизведением звука. На каждую видеокабину предусматривается один видеомонитор. Минимальное расстояние от экрана видеомонитора до зрителя принимается 2 м, максимальное- 6 м. В видеокабинах размещаются бытовые или театральные кресла с шириной между осями подлокотников не менее 0,6 м. Расстояние между спинками кресел предусматривается в пределах 1,1 - 1,3 м.
Определения термина из разных документов: Видеозалы индивидуального назначения4.134. Видеотеки предназначены для выдачи видеокассет с записями видеопрограмм населению и их приема и включают в себя следующие помещения:
- участок выдачи и приема видеокассет с залом для посетителей;
- помещение хранения видеокассет;
- административные помещения.
4.135. Планировка и взаимное расположение помещений видеотеки должны соответствовать основному технологическому процессу - выдаче в прокат и приему видеокассет от населения с соблюдением следующих условий:
- участок выдачи и приема видеокассет и зал для посетителей следует размещать в одном помещении;
- предусматривается удобная функциональная связь помещения для хранения видеокассет с участком их выдачи и приема.
@ 4.136. Из помещения хранения видеокассет и зала для посетителей предусматриваются обособленные эвакуационные выходы.
4.137. Рекомендуемые состав и удельные площади помещений видеотеки определяются по табл. 30 и в соответствии с заданием на проектирование (с учетом объема хранения и количества выдачи видеокассет).
@ 4.138. Высоту помещений видеотек следует принимать не менее 2,5 м.
@ 4.139. Помещения хранения должны обеспечивать видеокассетам защиту от воздействия солнечных лучей, а также вибрации и магнитных полей, образующихся при работе электромоторов, трансформаторов, электромагнитов и другого инженерного и технического оборудования.
Таблица 30.
Наименование помещения
Единица измерения
Норма площади, м2
Участок выдачи и приема кассет
1 операция (выдача или прием)
0,15, но не менее 6,0
Зал для посетителей
1 единица хранения
0,6 - 0,7, но не менее 12,0
Хранение видеокассет
1 единица хранения
0,005, но не менее 8,0
Заведующий видеотекой
до 12,0
Комната персонала
до 12,0
@ 4.140. Стеллажи для хранения видеокассет должны быть изготовлены из несгораемых материалов. Металлические стеллажи должны быть изготовлены так, чтобы были замкнуты контуры для магнитных полей стеллажа. Металлические стеллажи и сейфы для хранения видеокассет должны быть заземлены.
@ 4.141. Ширину проходов между стеллажами, между стеллажами элементами конструкций здания следует принимать по табл. 31.
Таблица 31.
Нормируемые размеры
Величина в м
Проход между стеллажами
не менее 0,8
Проход между торцами стеллажей
не менее 1,2
Проход между стеной и стеллажом
не менее 0,8
Проход между стеной и торцом стеллажа
не менее 0,45
Расстояние от пола до нижней полки стеллажа
не менее 0,5
Расстояние от пола до верхней полки стеллажа
не более 2,2
Определения термина из разных документов: Видеотеки4.93. Высоты помещений следует принимать не менее:
- живописно-декорационной мастерской - 5,6 м; на высоте 3,6 м от пола следует устраивать смотровые мостики;
- столярной, слесарной, росписи тканей, бутафорской - 3,6 м;
- скульптурного участка бутафорской мастерской (20 % площади помещения) - 5,6 м.
Высота помещения для монтажа объемных и станковых декораций должна быть равна высоте кармана сцены.
Высота помещений прочих мастерских - не менее 3,3 м.
Таблица 23.
Сцена
Размеры помещений, м
для монтажа объемных и станковых декораций
живописно-декорационной мастерской1)
длина
ширина
длина
ширина
С-4
11
7,5
23
17
9
12
С-6
12
8
27
19
10
14
С-7
14
9
31
23
12
16
С-8
16
10
37
25
13
19
С-9
18
11
41
27
14
21
1) Размеры мастерской даны в двух вариантах в зависимости от взаимного расположения на полу двух задников (горизонтально или вертикально) плюс проходы.
Определения термина из разных документов: Высоты помещений4.25. Зрительские места в зале могут размещаться в форме партера, амфитеатра, балкона, ярусов, лов и галерей; на горизонтальном, наклонном или ступенчатом основании. Возможны разнообразные комбинации этих типов.
Зрительские места могут быть различны:
- скамьи;
- скамьи с разделением на места подлокотниками;
- кресла жесткие с откидными сиденьями;
- кресла жесткие стационарные;
- кресла полумягкие и мягкие стационарные;
- кресла с трансформирующимися элементами (вращающиеся сидения, откидные спинки и пр.).
@ 4.26. При вместимости залов до 80 мест зрительские места должны быть закреплены между собой. Не закрепленные зрительские места допускается предусматривать только в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи.
В залах вместимостью более 80 мест зрительские места должны быть прикреплены к полу. Допускается их трансформация.
@ 4.27. Параметры зрительских мест и количество непрерывно установленных мест в ряду следует принимать по табл. 8.
Таблица 8.
Уровень комфорта
Расстояние между спинками сидений, м, (не менее)
Ширина в м, (не менее)
Количество мест в ряду, установленных непрерывно, (не более)
прохода в ряду
мест в осях подлокотников
при одностороннем выходе
при двустороннем выходе
1
1,1
0,55
от 0,58
6
12
2
1,0
0,50
0,56
16
30
3
0,91)
0,45
0,52
26
50
1) Показатели для скамей - меньше на 0,05 м.
@ 4.28. Количество мест для инвалидов следует определять из расчета 1 - 1,5 % от общей вместимости зала, но не менее 2 мест в залах до 200 мест. Места для инвалидов на колясках следует предусматривать в первом или последнем ряду партера или в ложе и размещать на плоском участке пола.
Размеры места для инвалида на кресле-коляске - 0,9´1,5 м. Ширина подъезда к местам должна быть не менее 0,9 м.
Уклон пандуса для проезда инвалида на кресле-коляске принимается в соответствии с требованиями title="Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", приложение 1.
@ 4.29. При определении оптимальных акустических условий в залах следует исходить из объемов помещения на 1 зрительское место, в зависимости от назначения зала, согласно табл. 9.
Таблица 9.
Назначение зала
Объем зала, куб. м, на 1 место1)
- речевой (драмтеатр, аудитория)
4 - 5
- кинозал
4 - 6
- музыкальный (музыкально-драматический театр)
5 - 7
- оперно-балетный, концертный
6 - 8
1) Допускается увеличение или уменьшение показателя на 20 %.
@ 4.30. Форма зрительного зала, его размеры, звукоотражающие поверхности должны обеспечивать равномерное распределение прямой и отраженной звуковой энергии на всех зрительских местах, исключать возможность возникновения эха, концентрации звуковых отражений (особенно поздних). В зрительном зале необходимо обеспечить ранними интенсивными отражениями зрительские места, расположенные на расстоянии более 8 м от источника звука (на сцене или эстраде). Запаздывание наиболее раннего из этих отражений, а также промежутки времени между приходами последующих отражений (время реверберации) не должны превышать 30 миллисекунд (для театральных залов оперных и балетных - 35 мс).
4.31. Рекомендуемое время реверберации, необходимое для расчетов при выборе отделки зала, помещений хора, оркестра следует определять по графику на рис. 4. На частоте 125 Гц допускается, а в зрительных залах театров оперы и балета целесообразно, увеличение времени реверберации до 20 %.
4.32. Мероприятия по звукоизоляции помещений следует предусматривать в соответствии с требованиями title="Допустимые уровни шума, вибрации и требования к звукоизоляции в жилых и общественных зданиях. г. Москва".
@ 4.33. В залах, оборудованных киноустановками, при расположении динамиков за киноэкраном, следует предусматривать для стены за экраном звукопоглощающую отделку с коэффициентом звукопоглощения не менее 0,6 в диапазоне частот 100 - 4000 Гц. Звукопоглощающую отделку следует предусматривать также в кинопроекционных и звукоаппаратных.
1 - оперно-балетные театры; 2 - музыкально-драматические театры, кинозалы, клубы; 3 - драматические театры и аудитории.
Рис. 4. Рекомендуемое время реверберации на частотах 500 - 2000 Гц для залов различного назначения в зависимости от их объема.
Определения термина из разных документов: Зрительские места4.21. Места для оркестра могут быть расположены:
- в зале с ограждением, без заглубления пола;
- в стационарной оркестровой яме с полом ниже уровня зрительного зала (основной тип).
Возможны и иные, нестандартные места размещения оркестра: в ложах, на сцене, над сценой, сбоку в зале и т.д. При этом должна быть обеспечена безопасная эвакуация оркестрантов в установленное пунктами 5.10 (табл. 40) и 5.11 время.
Симфонические оркестры в концертном варианте размещаются, как правило, непосредственно на сцене, эстраде или подъемно-опускной площадке в верхнем (на уровне сцены) положении.
@ 4.22. Размеры помещения оркестра (оркестровой ямы) в залах с колосниковой сценой следует принимать по табл. 7. Площадь на 1 музыканта следует принимать не менее 1,3 м2.
Таблица 7.
Наименование показателей
Размеры помещения, в зависимости от типа оркестра, м
оперно-балетный
музыкально-драматический
прочие
Ширина помещения по оси зала, (не менее)
4,5 - 6,0
3,0 - 5,0
2,5
Ширина проема (не менее)
4,5
2,0 - 3,5
1,7
Высота помещения от пола до уровня планшета сцены (просцениума, авансцены)
2,4 - 2,8
2,1 - 2,4
1,9
@ 4.23. Помещение оркестра для 50 чел. и более должно иметь не менее двух эвакуационных выходов. Высота и ширина дверных проемов в свету на путях эвакуации из помещения оркестра должны быть не менее 1,9 и 1,2 м соответственно.
4.24. Рекомендуется предусматривать возможность перекрытия проема оркестровой ямы, трансформации ее барьера и пола.
Помещение оркестра обеспечивается удобными и короткими функциональными связями с фойе оркестра, местом хранения инструментов, помещением настройки инструментов, комнатой дирижера, комнатой инспектора оркестра или заведующего оркестром, комнатой отдыха оркестрантов. При размещении хранилища нот на другом этаже необходим лифт или подъемник.
Определения термина из разных документов: Места для оркестра могут быть расположены4.52. Помещения механооборудования сцены включают в себя:
- помещения оборудования планшета и трюма;
- помещения верхового оборудования.
4.53. Оборудование планшета сцены состоит из кулисных машин (двигающихся в пазах планшета сцены по рельсам, находящимся в трюме), поворотных кругов (врезного, барабанного, накладного, вращающихся колец), подъемно-опускных и накатных площадок. Для работы этого оборудования требуются следующие отдельные помещения:
- электролебедок для привода поворотных кругов, которое размещается в помещении с хорошей звукоизоляцией на площади трюма;
- для отвода накатных площадок (карман сцены);
- для электропривода противопожарного занавеса;
- щитовая сцены.
4.54. Верховое оборудование сцены состоит из штанкетных, индивидуальных и софитных подъемов, пролетных устройств. Для работы этого оборудования должны быть предусмотрены вахты у боковых стен сцены для обеспечения движения противовесов на всю высоту коробки от трюма до колосников. При беспротивовесной системе, значительно увеличивается мощность лебедок (в 2 - 2,5 раза) и их габариты. Помещения, требуемые для работы этого оборудования:
- помещения лебедок для управления тросами подъемов (помещения должны быть звукоизолированы и размещаться на галереях, идущих по трем сторонам сцены);
- помещение колосникового настила; выше настила на 2 м размещаются верхние блоки подъемов, тросы которых проходят сквозь щели в колосниковом настиле.
4.55. Занавесы подразделяются по способу раскрытия подъемно-опускные, раздвижные, фигурные, комбинированные; по видам использования: антрактные, игровые, световые и занавесы, обеспечивающие постановочные эффекты. Антрактный занавес относится к разряду основного стационарного оборудования. Световой занавес образуется с помощью горизонтально установленных прожекторов под планшетом сцены и направленных в зал под углом около 30° (шаг между прожекторами 40 - 50 см в зависимости от их типа). Для обеспечения светоэффектов на занавесах прочих видов предусматриваются вертикальные ряды прожекторов по обе стороны портала или прожекторная поворачивающаяся рампа на авансцене.
Горизонты и устройства для подвижных панорам проектируются по индивидуальным заданиям театров.
4.56. Помещения звукового обеспечения зала и сцены: звукоаппаратную, ложу звукооператора (звукорежиссера), кабину диктора и кабину переводчиков следует размещать с обеспечением прямой видимости сцены. Помещение звукоаппаратной допускается размещать без обеспечения прямой видимости сцены. Ложу звукооператора и кабину диктора следует размещать в смежных помещениях.
@ 4.57. Помещения стужи и аппаратной звукозаписи следует располагать смежно, со смотровым окном между ними.
@ 4.58. Телевизионный полустационар - два аппаратных помещения площадью не менее 8 м2 каждый - следует располагать в цокольном или первом этажах с отдельным входом и окном для подачи кабелей. Перед входом должна быть выделена площадка для размещения передвижной телестанции не менее, чем на 5 автомашин. На крыше здания должна быть устроена площадка для антенны площадью не менее 5 м2. Расстояние от полустационара до места съемки не должно превышать 250 м.
4.59. Прием и регистрация сигналов о поваре предусматривается на аппаратуру, размещаемую в помещении охраны.
Определения термина из разных документов: Помещения механооборудования4.69. Помещения, обслуживающие артистов, включают в себя:
помещения ожидания выхода артистов на сцену, дежурные гримерно-парикмахерскую и костюмерную, комнату отдыха и курительную.
4.70. Помещения ожидания выхода артистов на сцену следует размещать смежно со сценой, как правило, с 2-х ее сторон. Площадь помещений определяется заданием на проектирование по единовременному количеству артистов в каждом помещении из расчета по 1,7 - 1,9 м2 на одного артиста, но она должна быть не менее 20 м2. Помещения следует делить на мужскую и женскую части занавесом или ширмой. При помещениях следует предусматривать санузлы.
4.71. Помещения дежурных мужских и женских гримерно-парикмахерских и костюмерных следует располагать вблизи артистических уборных. Площадь каждого помещения определяется заданием на проектирование из расчета единовременного количества артистов в каждом помещении, по 2 м2 на одного артиста. Ориентировочные показатели площадей этих помещений в театрах с колосниковой сценой в зависимости от уровня комфорта приведены в табл. 17.
Таблица 17.
Название помещения
Площадь, м2,1) при уровне комфорта:
1
2
3
Дежурные костюмерные (мужская и женская)
30 - 50
25 - 45
20 - 30
Дежурные гримерно-парикмахерские (мужская и женская)
30 - 60
25 - 55
20 - 50
1) Меньшие значения показателей относятся к зрительным залам драматических трупп; большие - музыкальных.
4.72. Площадь общей комнаты отдыха для артистов следует определять заданием на проектирование из расчета единовременного количества человек, находящихся в данном помещении, по 4 м2 на каждого, но не менее 20 м2. При ней следует располагать курительную площадью не менее 15 м2.
Определения термина из разных документов: Помещения, обслуживающие артистов,4.44. Постановочное освещение демонстрационного пространства (сцены и зала) состоит из сценических прожекторов, устанавливаемых в пределах сцены:
- верхнего света, которые могут объединяться в подвижные поплановые софиты;
- бокового света, которые могут устанавливаться на подвижных поплановых рамах;
- нижнего света в виде рампы или отдельных прожекторов, установленных под планшетом сцены;
- заднего контражурного света;
а также прожекторов, устанавливаемых за пределами сцены (в зале):
- бокового света (в осветительных ложах);
- верхнего света на выносных софитах;
- горизонтального света (под малым углом, с уровня барьера балкона, яруса);
Кроме того, может применяться система горизонтальных и вертикальных (стационарных и подвижных) световых занавесов (см. п. 4.55.).
Помещения, предназначенные для управления постановочным освещением, и их расположение представлены в табл. 12.
@ 4.45. Количество осветительных лож в зависимости от типа сцены (эстрады) и вместимости зала следует принимать по табл. 13. Расстояние от уровня пола нижней осветительной ложи до уровня планшета сцены (эстрады) следует принимать не менее 2,5 м. Расстояние между уровнями полов лож, расположенных одна над другой, следует принимать не менее 2,5 м. Глубина лож должна быть не менее 2,0 м.
Таблица 12.
№ п/п
Помещение
Размещение
1.
Осветительные боковые ложи1)
у боковых стен зала или на специальных конструкциях
2.
Помещение выносного софита1)
над залом
3.
Светопроекционная
за задней стеной зала или у задней стены со стороны зала
4.
Светорегуляторная
5.
Помещение фронтального освещения
6.
Рирпроекционная
за задней стеной сцены (арьерсцены)
7.
Тиристорная2)
вблизи сцены (с максимальным приближением к электропотребителям)
1) Размещается в зонах, ограниченных углами оптических осей осветительных приборов в соответствии с рис. 5.
2) В настоящее время существуют новые системы без тиристорной
Таблица 13.
Тип эстрады и сцены
Вместимость зала, мест
Количество осветительных лож
С-6 - С-9
800 и более
не менее 2-х боковых лож
С-4 и С-6
менее 800
1 боковая ложа
С-2 - С-5
600 и более
1 боковая ложа
С-1 - С-3
менее 600
допустимо размещение осветительной аппаратуры непосредственно на боковых стенах зрительного зала
эстрады
любой вместимости
@ 4.46. Светопроекционную следует размещать так, чтобы углы отклонения оптической оси проектора от нормали в геометрическом центре строительного портала по красной линии сцены не превышали: в горизонтальной плоскости - 9°, в вертикальной, плоскости при проекции сверху вниз - 9°, снизу вверх - 3°. Длина помещения светопроекционной должна быть не менее 3 - 5 м; уровень пола помещения - выше уровня пола примыкающей к ней части зрительного зала не менее, чем на 0,9 м.
@ 4.47. Светорегуляторную следует размещать в пределах проекции строительного портала на плоскость задней стены зала. Длина помещения светорегуляторной должна быть не менее 4 м. Светорегуляторная должна иметь отдельный вход.
а = 55 - 65°
Горизонтальные углы к продольной оси зала, ограничивающие зону размещения боковых осветительных лож;
б = 50 - 60°
Вертикальные углы, ограниченные оптическими осями выносных софитов к горизонтальной плоскости планшета сцены;
в = 15 - 20°
Углы, ограниченные лучами света от осветительных приборов к горизонтальной плоскости на уровне верха игрового портала.
Определения термина из разных документов: Постановочное освещение4.38. Рабочие галереи следует располагать по боковой и задней стенам сцены. Нижнюю галерею следует располагать на 0,7 м выше строительного портала, но не ниже верха проема арьерсцены плюс 0,5 м.
4.39. Расстояние между ярусами рабочих галерей от пола до пола следует принимать от 2,5 до 3,0 м. Ширину боковых рабочих галерей следует принимать: при установке электроприводов подъемов на галереях - 2,8 м; при установке электроприводов за пределами сценической коробки, а также при ручном приводе подъемов и на осветительных галереях - 1,5 - 1,8 м включая место для противовесов. Ширину рабочих галерей на задней стене сцены следует принимать не менее 0,8 м.
@ 4.40. Для обслуживания рабочих галерей верхней части сцен группы Б должны быть предусмотрены две колосниковые лестничные клетки от уровня пола трюма до уровня колосникового настила. При вместимости зала менее 800 мест допускается предусматривать одну из лестничных клеток не от уровня пола трюма, а от уровня пола нижней галереи. Для сцен С-1, С-2, С-3, С-5 допускаются открытые внутренние лестницы от уровня планшета сцены или пола нижней галереи с обеспечением проходов на общие лестницы или открытые пожарные лестницы.
@ 4.41. Планшет сцены, авансцены, арьерсцены и пол карманов следует проектировать в одном уровне.
Авансцена долина быть длиной не менее ширины строительного портала, а шириной - не менее 1,75 м от красной линии сцены до границы оркестровой ямы. С нее следует предусматривать не менее двух сходов в зал.
@ 4.42. Высота уровня планшета сцены (авансцены, эстрады) над уровнем пола первого ряда зрительских мест в залах с горизонтальным полом должна быть не более 1,1 м. В залах малой вместимости (до 300 мест) высота планшета должна быть не более 0,8 м.
Допускается устройство подвижных (наклоняемых) и подъемно-опускных планшетов. Для балетных театров следует проектировать упругую конструкцию планшета сцены.
@ 4.43. Под планшетом сцен группы Б следует, а сцен группы А допускается предусматривать трюм с размерами в плане, равными размерам этих сцен. Высоту помещения трюка до низа выступающих конструкций следует принимать не менее 2,2 м. В трюме допускается размещать: сейф скатанных декораций, щитовую сцены, суфлерскую будку.
Определения термина из разных документов: Рабочие галереи4.92. Размеры помещений для монтажа объемных и станковых декораций, а также живописно-декорационных мастерских следует принимать по табл. 23.
Монтажная мастерская должна иметь непосредственную связьсо сценой через тамбур со звукоизоляцией, а также прямую связь с мастерскими, обеспечивающими монтаж декораций.
Определения термина из разных документов: Размеры помещений4.165. Тепловой пункт с бойлерной допускается размещать непосредственно в помещении вентиляционного оборудования, а также совмещать с помещением установок кондиционирования воздуха.
4.166. Площади основных технических помещений приведены в табл. 39. Высота этих помещений определяется габаритами размещаемого в них оборудования и коммуникаций.
Таблица 39.
Название помещений
Площадь, м2 на 1 тыс.м3 объема здания2)
Машинный зал приточно-вентиляционного оборудования с холодильной установкой
8
Тепловой пункт с бойлерной
4 - 6
Зал для кондиционеров1)
8
Вытяжные вентиляционные камеры1)
4
1) Могут совмещаться с помещениями для установок приточной вентиляции.
2) Цифры уточняются проектом в зависимости от типа оборудования.
Определения термина из разных документов: Тепловой пункт
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.